Дьяков Василий Иванович

1913 года рождения

Родился в 1913 году в Царицыне – городе трагической судьбы. Его переименование в Сталинград, а затем в Волгоград отразилось на судьбе Василия Ивановича: отроком и юношей он пережил трудные годы первой Мировой и гражданской войны и становление советской власти. Но сложности этих лет не смогли заглушить в его душе зовущего голоса призвания: его тянуло к живописи. Внутренне он постоянно ощущал, что хочет быть художником и станет им. Это привело его в Художественно-педагогическое училище. Старание и любовь к избранной специальности, и, безусловно, дарование, сказались на успешном преодолении всех предметных ступеней. Закономерным стало  окончание училища и сдача всех экзаменов и диплома на «отлично». С первым профессиональным дипломом Василий отправился в Ленинград. Здесь, на правом берегу Невы, находилась с восемнадцатого века заветная твердыня русского искусства и цель всех жаждущих стать профессиональными художниками – Академия художеств, позже – институт архитектуры, живописи и скульптуры имени И.Е.Репина.

Для выпускника художественного педагогического училища не могло быть преград, тем более обладавшего явственно выраженным талантом и достаточной подготовкой. Василию пришлось только сдать экзамен по специальности – живопись и рисунок и его сразу зачислили на факультет живописи. Здесь следует отметить, что уже на первом курсе института рисунок Василия привлек внимание знатоков. Сказалась не только подготовка прекрасного педагога по рисунку в Волгоградском училище, но ключом била природная одаренность, точнее сказать предрасположенность к графическому воплощению видимого. На живописном факультете на Василия больше всего воздействовал руководитель мастерской А.Зайцев, который отличал Дьякова своим вниманием. Существенным успехом студента Дьякова явилось включение рисунка первокурсника в книгу проф. М.Д.Бернштейна «Проблемы учебного рисунка». Органическое влечение к графическому языку привело Василия к переходу во время учебы с факультета живописи на факультет графики. Здесь его талант шлифовался под воздействием тогдашних корифеев русской графической школы К.И.Рудакова, В.М.Конашевича, П.А.Шиллинговского.

Защита институтского диплома была отодвинута началом войны. С 1941 года Василий Дьяков, студент 4 курса, на штатной должности «по вольному найму» в частях действующей армии. Он дежурил на крыше Академии Художеств вместе с другими студентами, чтобы, в случае попадания зажигательных бомб, сбрасывать их с крыши или тушить, засыпая песком, колол дрова для Волховской электростанции вблизи от линии фронта, зачастую попадая под артиллерийские обстрелы.

 По распоряжению Правительства в марте 1942 года преподавателей и студентов Академического института вывезли в Самарканд, где они совмещали учебу с работой на хлопковых полях. Здесь Василий познакомился с Таисией Сборщиковой – студенткой того же института. В начале 1944 года Академию приказали перевести в Москву, но поселили в монастыре в Загорске. В этом сказочном городе Василий и Таисия связали свою судьбу и в Ленинград вернулись студенческой семейной парой.

Темой дипломной работы Дьякова стала графическая серия «Разоренный Новгород». Василий вместе с группой молодых художников и искусствоведов выезжал в Новгород, где они разбирали завалы разрушенных храмов, выбирая фрагменты  фресок и архитектурных деталей. Молодой художник выполнил множество акварельных этюдов, карандашных и литографических рисунков, ставших основой диплома. Он воспринимал натуру не как равнодушный фиксатор, но с истинным сопереживанием. Каждый лист его новгородской серии дышит неподдельным чувством, разрушенные и поврежденные памятники древней архитектуры кажутся ранеными воинами, устоявшими в бою. Художник сумел передать трагедию разрушения и вместе с тем сохранившуюся духовную силу, как залог неодолимого возрождения.

Образную выразительность каждого листа усиливает доверительная простота композиции и точность найденной точки зрения, откуда художник «берет» перспективу картины центральной улицы Новгорода или показывает монументальность и объем старинного строения в  литографии «Башня Новгородского кремля», которая высится с частью крепостной стены  над крутым береговым откосом своими семью ярусами – гордая и неприступная, как символ Новгорода Великого. Внутренняя сила духа древних строителей выявлена Василием Дьяковым в литографии «Звонница». От ее купола остался только каркас, но во всей ее архитектурной стати слышится неумолкающий колокольный глас новгородской вольницы. В акварели «Разрушенный храм Спас Нередицы» художник с неподдельной нежностью скорбит о поруганной святыне веры, которая и в печальном состоянии не утратила внутреннего свечения.

Огромность предстоящей работы по восстановлению дана в «ухваченном» эпизоде, которому посвящен лист «Начало» – изображены  сложенные кирпичи, доски и часть сходен, ведущих на строительные леса.  На переднем плане две символические, но абсолютно реальные фигуры каменщиков – высокого, сильного мастера и подростка. Они осматриваются, подходя к зданию, которое им предстоит вернуть к жизни. В серии новгородских акварелей и литографий, созданных в 1945 году, Дьяковым запечатлены моменты возвращения в город обыденной жизни: въезд жителей на телегах с уцелевшим скарбом и разборка завалов на улице.

Листу, запечатлевшему «Взорванный мост через Волхов», металлические части которого почти полностью поглощены речной волной, противопоставлен карандашный рисунок временной переправы. Здесь Дьяков демонстрирует тонкость жанрового видения: лодки разных размеров и оснастки, силуэтные фигуры перевозчиков, подъехавшая к берегу телега с бочкой для набора воды.

Дипломная работа заслужила высокую оценку Государственной комиссии. В своей основной части она вошла в собрание Новгородского Краеведческого музея и с каждым годом приобретает все большую весомость высокохудожественного исторического документа.

Василий Иванович был истым волжанином. Он любил Волгу-матушку. Здесь он появился на свет. Здесь жила его мать. И каждое лето Дьяков приезжал сюда, получая творческий импульс от красоты великой реки, тепла родного дома. Слияние глубоко личного и впечатлений от гигантского строительства Волжской гидроэлектростанции выразилось в серии литографий. Даты и сюжеты каждого листа вылились в изобразительную летопись, пронизанную героическими мотивами и восхищением трудом.

В композиции волжских листов достигнута соразмерность в трактовке монументальности возводимой плотины электростанции и тех, кто создает основу индустриального гиганта. Литография «Арматурщицы» носит подчеркнуто патетический характер. В центре литографии фигуры трех женщин в комбинезонах. Они работают отбойными молотками, уплотняя бетонную массу, образующую тело плотины. Художник в позах работниц, в живописно-пластической трактовке фигур подчеркивает энергетику молодости, не впадая в условно-плакатную патетику. Тема – человек и технические громадины, созданные им, решается в листе «Монтажники». Здесь мастера показаны в момент «укрощения» блока – установки на место. Третий из характерных листов волгоградской серии – «Сварщики». Художник нашел самую выразительную точку – трое сварщиков висят на переплетах металлических прутьев, собирая остов будущего гиганта. Цветовые и линеарные соотношения построены на сочетании широких и узких штрихов и градаций черных пятен. Главное в композиции, что люди в паутине стальных лесов не кажутся бессильными и униженными, а скорее схожи с альпинистами, одолевающими вершину. В цветной литографии, обобщенно названной «Строительство Волгоградской ГЭС» – множество строителей перед отвесной стеной воспринимаются как солдаты перед решающим штурмом.

Мастерство владения светом превосходно проявлено в литографии «Ночной ремонт путей» и в рисунках углем «Волгоградский порт», «Лесной порт на Волге». Уголь – материал, которым Василий Дьяков пользовался с особенным увлечением. Свойства угля позволяли художнику, оставаясь в пределах графики, добиваться живописных эффектов, как это сделано в пейзаже «Оттепель».

Василий Дьяков проявил себя как талантливый портретист. Примечательно, что портреты носят жанровый характер и навеяны эпизодами семейной жизни. Главные модели его портретных зарисовок – члены семьи. Об этом говорят расшифровки портретов, сделанные Ниной Васильевной – «Опять ангина» (я и бабушка), «Нина с куклой», «Мама вяжет», «Нина  на этюдах». Датировка портретов показывает, что Дьяков на протяжении десятилетий не изменял привязанности к  живописному штриху и стремлению к естественности и лаконизму.

Тем же художественным уровнем и особенностью отмечены точные и выразительные портреты родственников и множества современников, чьи лица своей внутренней содержательностью останавливали взгляд художника, будь то случайные встречные, гости, попутчики, ветераны войны, друзья. Портретная галерея Дьякова включает в себя и изображения деятелей медицины.

Товарищи по Союзу Художников ценили Василия Ивановича как талантливого и честного мастера, бескорыстно преданного искусству, лишенного какого-либо тщеславия. Его многолетними друзьями были: В.А.Ветрогонский, В.Г.Старов, С.И.Привиденцев, В.Соколов, А.Оскорбин, М.П.Труфанов, Ю.Н.Тулин, Ю.С.Подляский. Близким по духу другом был живописец Николай Тимков.

Дочь Василия Ивановича раскрывает возвышенную суть личности отца, ничего не приукрашивая: «Отец был вежлив и деликатен с людьми, говорил, что надо уважительно относиться ко всем людям на земле, что каким бы ни был человек, мы не имеем права оскорблять его. Характер был мягким, доверчивым и отзывчивым. Его легко можно было обмануть, уговорить, разжалобить». Эти черты характера Василия Ивановича воплощены в его произведениях незримо и вместе с тем явственно.

Работы его последних лет – это живопись темперой и множество портретных рисунков, где он стремился вывести живописную ткань своей манеры на более высокий эстетический уровень. Он говорил: «У художника, что бы он ни рисовал, каждая линия должна быть красивой».

Можно с уверенностью утверждать, что творчество Василия Ивановича Дьякова, энергетика которого не снижалась до последних дней бытия, достойно отдельной монографии.

 

Жена - Дьякова (Сборщикова) Таисия Степановна.

Дьяков Василий Иванович, «Автопортрет», 1965 г.